
Когда ищешь двухмоторные модули Siemens, первое, что приходит в голову — стабильность. Но в 2019-м мы чуть не провалили проект из-за перегрева вентиляторов на SIMOTICS S-1FL6. Оказалось, не все поставщики понимают разницу между ?просто работает? и ?работает в режиме 24/7?.
До сих пор встречаю инженеров, которые считают, что двухмоторный модуль — это два мотора в одном корпусе. На деле же в Siemens 1FT7 например, синхронизация валов достигается за счёт цифрового энкодера с разрешением 24 бита. Помню, как на металлорежущем станке в Красноярске пришлось перепрошивать контроллер потому что шаговые двигатели от другого поставщика давали рассинхронизацию в 0.5°.
Теплоотвод — отдельная история. Китайские аналоги часто грешат алюминиевыми радиаторами вместо медных. В компании Дунгуань Оук автоматизации оборудования изначально предлагали композитный вариант, но после тестов в пекарных печах (там стабильная +85°C) перешли на полноценную медь с никелевым покрытием.
Кстати про двухмоторный модуль Siemens — если видите в спецификации ?dual motor?, проверяйте наличие отдельных клемм для каждого энкодера. В 2021-м были случаи, когда поставщики экономили на разъёмах и подключали оба мотора через один интерфейс.
Когда ООО компания Дунгуань Оук автоматизации оборудования впервые предложили тестовый образец, мы устроили им адские испытания. Суточные циклы ?старт-стоп? с нагрузкой 110% от номинала. Их инженер прилетел в Новосибирск с собственным осциллографом — такое редко встретишь.
Особенно впечатлила их доработка креплений для российских станков. Стандартные кронштейны Siemens не всегда подходят к нашим ЧПУ, а они сделали универсальный переходник за 2 недели. При этом не стали требовать доплату — видимо, понимали, что это откроет им рынок.
На их сайте https://www.oukecnc.ru сейчас есть раздел с тестовыми отчётами — очень полезно, когда нужно убедить руководство не экономить на модулях. Там например указано, как ведёт себя смазка при -40°C (актуально для северных регионов).
Самая частая — неверная центровка. Даже при отклонении в 0.1 мм вибрация съедает подшипники за 3 месяца. Мы в цеху используем лазерный центровщит, но многие до сих пор доверяют щупам.
Ещё момент — заземление. В двухмоторных системах часто появляются паразитные токи. Один раз пришлось перекладывать всю шину заземления потому что на энкодерах были помехи от частотника.
И да, никогда не используйте общие фильтры ЭМС для двух моторов. Лучше взять два отдельных — да, дороже, но потом не придётся разбираться с ложными срабатываниями защиты.
За 5 лет работы с модулями от поставщика Оук автоматизации научились предсказывать отказы по изменению шума. Звук подшипников записываем раз в месяц на тот же микрофон — потом сравниваем спектры. Так поймали три случая начинающегося износа до появления ошибок в контроллере.
Ремонт... Вот с этим сложнее. Siemens не продаёт отдельно обмотки для двухмоторных конфигураций. Приходится заказывать целые узлы. Но в Дунгуане научились перематывать катушки с сохранением класса изоляции — проверяли в лаборатории Энергомаша, соответствует H-классу.
Важный нюанс — после перемотки обязательно нужно калибровать датчики положения. Мы для этого используем стенд с прецизионными энкодерами Heidenhain. Без этого моментные характеристики ?поплывут?.
Не только цена и наличие на складе. Когда в прошлом месяце сгорел модуль на хлебозаводе, ребята из Дунгуань Оук за свои деньги прислали замену с курьером — понимали, что простой линии обойдётся дороже.
Техническая поддержка, которая разбирается не только в каталогах, но и в реальных производственных процессах. Их инженер как-то подсказал схему подключения через S120 которая снизила энергопотребление на 7%.
И главное — они не исчезают после подписания акта приёмки. Всегда готовы проконсультировать по тонкостям эксплуатации. Для нас это оказалось важнее сертификатов и красивых презентаций.
Сейчас тестируем их новые модули с жидкостным охлаждением — пока держат стабильные 120°C на вакуумных прессах. Но есть нюанс с антифризом — нужно использовать только их рекомендованный состав.
Из альтернатив рассматривали Beckhoff, но там сложнее с заменой в полевых условиях. Японские аналоги дороже на 30-40% без существенного выигрыша в ресурсе.
В итоге остановились на схеме: базовые линии комплектуем стандартными модулями Siemens, для сложных задач — кастомизированные версии от Оук автоматизации. Работает уже 3 года без серьёзных сбоев.